Глоссарий по психологии
Адаптация– приспособление, привыкание организма к новым условиям.
Анализ – расчленение целого на части и выделение этих частей.
Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Аффект – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.
Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.
Бессознательное – скрытая, неосознанная субъектом информация, действующая в контексте его скрытых представлений, составляющих глубинную сферу его психики. Согласно учению З. Фрейда, бессознательное есть «вытесненное», формирующееся без участия сознания. Оно – несловесное (невербальное), обладает значительной динамической силой и энергией, проявляется как внутренняя стихия психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, врожденных эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы–комплексы.
Вариация – изменение.
Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Внимание – направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.
Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.
Воля – сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.
Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.
Восприятие – целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.
Генетический – относящийся к происхождению.
Госпитализм – синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери как следствие дефицита общения и воспитания.
Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.